«Слишком жидко»: почему производители рекомендуют маловязкие масла и стоит ли этому следовать

Даже несмотря на почтенный средний возраст автопарка в РФ, превысивший 15 лет, на российском рынке неуклонно растет доля так называемых энергосберегающих моторных масел. Впервые за всю историю традиционные для российского рынка SAE 5W-40 и 10W-40 уступили лидерство 5W-30, также медленно и верно набирают обороты масла класса 0W-20. Дело тут не в потребительских предпочтениях: к низковязким маслам в народе у нас относятся с опаской, даже когда их применение четко прописано в инструкции. За распространение энергосберегающих материалов стоит благодарить самих автопроизводителей. Не принесли ли они надежность в жертву экологии? Разобраться в этом вопросе нам помог Центр технической экспертизы бренда Mirax.
Экология через экономию
Безусловно, тренд на энергосбережение напрямую связан с экологическими требованиями. Масло с низкой вязкостью создает меньшее сопротивление движущимся деталям и легче прокачивается маслонасосом, что приводит к прямой экономии топлива на 1-3% — с точки зрения выполнения требований экологов это огромные цифры!
Именно поэтому в среде автолюбителей и возникло определенное недоверие к низковязким маслам: «ну не способна эта «водичка» эффективно защищать детали двигателя, и если цена этому лишний литр топлива – то и бог с ним с этим литром!». Действительно ли автоконцерны принесли надежность в жертву экологии?
Для начала вернемся на 20-25 лет назад, в начало нового столетия. На тот момент энергосберегающие смазочные материалы в современном их понимании… уже существовали! Во-первых, еще в конце 1980-х в Японии начали серийно использовать масла 5W-30 (а еще раньше 10W-30), тогда как в остальном мире применяли мультигрейдовые варианты SAE 40 или SAE 50 – на их фоне «тридцатки» выглядели действительно энергосберегающими. Делали это именно для экономии топлива – экологические стандарты в Стране Восходящего Солнца начали внедрять еще в конце 1960-х. Пионером супернизковязких масел тоже стали японцы! В начале 2000-х Honda выбрала для своего первого «гибрида» Insight диковинную на тот момент вязкость SAE 0W-20. К концу «нулевых» тренд подхватили и другие японские производители, затем примеру быстро последовали американцы, а к середине прошлого десятилетия вязкость 0W-20 добралась и до Европы.

Honda Insight. Фото: autowp.ru
Сегодня маловязкие масла настолько прочно вошли в нашу жизнь, что многим автомобилям они практически необходимы. У Mirax пока относительно небольшой ассортимент, но даже у нас в линейке присутствуют сразу три продукта с вязкостью 0W-20!
- MX9 0W-20 GF-6a, адресованное автомобилям преимущественно японского производства. Масло отлично подойдет не только для Honda или Toyota, но и для автомобилей американского производства (General Motors и других), где требуются масла этого класса.
- MX9 0W-20 C5 для новейших моделей концерна Volkswagen и для любых двигателей, где предписано использовать моторные масла класса 0W-20 ACEA C5. Оно выпускается в соответствии с фирменной рецептурой VW 508 00/509 00, разработанной VAG совместно с гигантом отрасли присадок Infineum. Все масла линейки MX9 производятся на основе PAO.
- MX7 0W-20 C5 — универсальный продукт набирающего популярность на нашем рынке класса ACEA С5, не “привязанный” к конкретным ОЕМ-допускам. Отличный выбор для ряда новых китайских авто — собственных спецификаций для легковых машин из Поднебесной пока еще нет.

Фото: бренд Mirax
Тем не менее, просто взять и залить SAE 20 вместо SAE 40 или SAE 50 без соответствующих изменений в самом ДВС было бы довольно неразумно – такие моторы проездили бы недолго.
Почему масла с низкой вязкостью не представляют опасности
Переход в новую реальность неспроста начался с «гибридов» — таким силовым агрегатам пониженная вязкость моторного масла оказалась необходима конструктивно. Дело в том, что Honda Insight была классическим параллельным гибридом, то есть автомобиль был способен двигаться только на тяге электромотора, при необходимости подключая бензиновый агрегат. В таком режиме количество холодных пусков ДВС возрастает на порядок, а вот рабочей температуры эти моторы, наоборот, достигают крайне редко. Низковязкие смазочные материалы здесь оказались как нельзя кстати: при небольших температурах они способны достичь самых удаленных точек смазки, обеспечивая циркуляцию масла по системе.

Honda Insight. Фото: autowp.ru
Вы можете справедливо возразить, что «гибридов» у нас не очень много, а что до обычных ДВС? Да и как обстоят дела у таких масел при рабочей температуре? Вязкость смазочных материалов класса SAE 0W-20 при 100 градусах действительно намного ниже, чем у традиционных «сороковок», но никто из производителей и не призывал заливать их во все двигатели подряд. Энергосберегающие масла появились тогда, когда их применение позволил уровень развития автомобильная промышленности и технологий. Все та же Honda, впервые применившая 0W-20, спустя несколько лет презентовала 0W-16. Такой вязкости в 2009 году не содержал даже первоисточник — общемировая классификация вязкости SAE! Какие технические изменения сделали применение энергосберегающих масел возможным?
- Совершенствование методов механической обработки, применение новых сплавов и материалов позволило значительно уменьшить допуски при изготовлении деталей. В свою очередь, в самих двигателях это открыло возможность значительно уменьшить зазоры в парах с гидродинамическим трением (вкладыш-шейка коленвала, например), где вязкость моторного масла действительно критична.
- Системы изменения фаз газораспределения также были перенастроены под работу на низковязких маслах и применение значительно более густой смазки теоретически может привести к их некорректной работе.
- Распространение различных напылений и антифрикционных сплавов для покрытия цилиндров также позволили активнее внедрять низковязкие масла: 20-30 лет назад были распространены «алюсил», «никосил», «локасил», в более современной истории — различные плазменные покрытия вроде PTWA.
- Система смазки в современном ДВС тоже стала существенно сложнее: под низковязкие масла адаптированы и узкие маслоканалы, которые позволили применить маслонасосы переменной производительности, а жидкостные теплообменники и дополнительные маслофорсунки помогают с охлаждением.
- Наконец, все это сделал возможным и прогресс в отрасли самих смазочных материалов: для производства энергосберегающих масел необходимы синтетические базовые основы с высоким индексом вязкости, которые в массовом производстве появились в 90-е годы. В современных моторных маслах все больше защитных функций возложены на пакеты присадок, которые стали богаче и сложнее, огромное распространение получили различные модификаторы трения. Речь необязательно идет о классическом молибдене! Его тоже активно используют и в наше время, но в температурно нагруженных моторах стали применять высокотехнологичные органические компоненты, которые безопасны как для экологических систем, так и с точки зрения высокотемпературных отложений. В качестве примера такого масла можно упомянуть, например, масло Mirax MX9 0W-20 C5 для допуска VW 508 00/509 или некоторые другие современные продукты. Одним словом, химия не стоит на месте, и появление новых модификаторов трения дало довольно мощный толчок для быстрого развития маловязкий масел.
Заключение
Стоит ли опасаться низковязких смазочных материалов? Нет, к данному моменту на 0W-20 спокойно эксплуатируются не только «задушенные» ДВС в составе гибридной силовой установки, но и спортивные моторы вроде BMW B58 (версия с OPF, в частности). За защиту от износа в современных моторных маслах уже давно отвечают компоненты пакетов присадок, вязкость в этом вопросе имеет скорее второстепенную роль. Двадцатилетний опыт эксплуатации 0W-20 в автомобилях Honda или Toyota вполне доказал жизнеспособность таких масел – вряд ли вы вспомните лучшие в плане надежности марки.
При этом заливать энергосберегающие смазочные материалы в не предназначенные для них моторы не советуем. Рекомендуем придерживаться предписаний автопроизводителя, как правило они небезосновательны. Такие исключения как недавний скандал с отзывом пикапов Chevrolet из-за неподходящей вязкости масла только его подтверждают.
Реклама. ООО "ЮНАЙТЕД ПЕТРОКЕМИКАЛС". erid: 2VfnxxsMML4