«Слишком жидко»: почему производители рекомендуют маловязкие масла и стоит ли этому следовать

0 0

«Слишком жидко»: почему производители рекомендуют маловязкие масла и стоит ли этому следовать

Даже несмотря на почтенный средний возраст автопарка в РФ, превысивший 15 лет, на российском рынке неуклонно растет доля так называемых энергосберегающих моторных масел. Впервые за всю историю традиционные для российского рынка SAE 5W-40 и 10W-40 уступили лидерство 5W-30, также медленно и верно набирают обороты масла класса 0W-20. Дело тут не в потребительских предпочтениях: к низковязким маслам в народе у нас относятся с опаской, даже когда их применение четко прописано в инструкции. За распространение энергосберегающих материалов стоит благодарить самих автопроизводителей. Не принесли ли они надежность в жертву экологии? Разобраться в этом вопросе нам помог Центр технической экспертизы бренда Mirax.

Экология через экономию

Безусловно, тренд на энергосбережение напрямую связан с экологическими требованиями. Масло с низкой вязкостью создает меньшее сопротивление движущимся деталям и легче прокачивается маслонасосом, что приводит к прямой экономии топлива на 1-3% — с точки зрения выполнения требований экологов это огромные цифры! 

Именно поэтому в среде автолюбителей и возникло определенное недоверие к низковязким маслам: «ну не способна эта «водичка» эффективно защищать детали двигателя, и если цена этому лишний литр топлива – то и бог с ним с этим литром!». Действительно ли автоконцерны принесли надежность в жертву экологии? 

Для начала вернемся на 20-25 лет назад, в начало нового столетия. На тот момент энергосберегающие смазочные материалы в современном их понимании… уже существовали! Во-первых, еще в конце 1980-х в Японии начали серийно использовать масла 5W-30 (а еще раньше 10W-30), тогда как в остальном мире применяли мультигрейдовые варианты SAE 40 или SAE 50 – на их фоне «тридцатки» выглядели действительно энергосберегающими. Делали это именно для экономии топлива – экологические стандарты в Стране Восходящего Солнца начали внедрять еще в конце 1960-х. Пионером супернизковязких масел тоже стали японцы! В начале 2000-х Honda выбрала для своего первого «гибрида» Insight диковинную на тот момент вязкость SAE 0W-20. К концу «нулевых» тренд подхватили и другие японские производители, затем примеру быстро последовали американцы, а к середине прошлого десятилетия вязкость 0W-20 добралась и до Европы.

«Слишком жидко»: почему производители рекомендуют маловязкие масла и стоит ли этому следовать

Honda Insight. Фото: autowp.ru

Сегодня маловязкие масла настолько прочно вошли в нашу жизнь, что многим автомобилям они практически необходимы. У Mirax пока относительно небольшой ассортимент, но даже у нас в линейке присутствуют сразу три продукта с вязкостью 0W-20! 

  • MX9 0W-20 GF-6a, адресованное автомобилям преимущественно японского производства. Масло отлично подойдет не только  для Honda или Toyota, но и для автомобилей американского производства (General Motors и других), где требуются масла этого класса. 
  • MX9 0W-20 C5 для новейших моделей концерна Volkswagen и для любых двигателей, где предписано использовать моторные масла класса 0W-20 ACEA C5. Оно  выпускается в соответствии с фирменной рецептурой VW 508 00/509 00, разработанной VAG совместно с гигантом отрасли присадок Infineum. Все масла линейки MX9 производятся на основе PAO.
  • MX7 0W-20 C5 — универсальный продукт набирающего популярность на нашем рынке класса ACEA С5, не “привязанный” к конкретным ОЕМ-допускам. Отличный выбор для ряда новых китайских авто — собственных спецификаций для легковых машин из Поднебесной пока еще нет. 

«Слишком жидко»: почему производители рекомендуют маловязкие масла и стоит ли этому следовать

Фото: бренд Mirax

Тем не менее, просто взять и залить SAE 20 вместо SAE 40 или SAE 50 без соответствующих изменений в самом ДВС было бы довольно неразумно – такие моторы проездили бы недолго. 

Почему масла с низкой вязкостью не представляют опасности

Переход в новую реальность неспроста начался с «гибридов» — таким силовым агрегатам пониженная вязкость моторного масла оказалась необходима конструктивно. Дело в том, что Honda Insight была классическим параллельным гибридом, то есть автомобиль был способен двигаться только на тяге электромотора, при необходимости подключая бензиновый агрегат. В таком режиме количество холодных пусков ДВС возрастает на порядок, а вот рабочей температуры эти моторы, наоборот, достигают крайне редко. Низковязкие смазочные материалы здесь оказались как нельзя кстати: при небольших температурах они способны достичь самых удаленных точек смазки, обеспечивая циркуляцию масла по системе. 

«Слишком жидко»: почему производители рекомендуют маловязкие масла и стоит ли этому следовать

Honda Insight. Фото: autowp.ru

Вы можете справедливо возразить, что «гибридов» у нас не очень много, а что до обычных ДВС? Да и как обстоят дела у таких масел при рабочей температуре? Вязкость смазочных материалов класса SAE 0W-20 при 100 градусах действительно намного ниже, чем у традиционных «сороковок», но никто из производителей и не призывал заливать их во все двигатели подряд. Энергосберегающие масла появились тогда, когда их применение позволил уровень развития автомобильная промышленности и технологий. Все та же Honda, впервые применившая 0W-20, спустя несколько лет презентовала 0W-16. Такой вязкости в 2009 году не содержал даже первоисточник — общемировая классификация вязкости SAE! Какие технические изменения сделали применение энергосберегающих масел возможным?

  • Совершенствование методов механической обработки, применение новых сплавов и материалов позволило значительно уменьшить допуски при изготовлении деталей. В свою очередь, в самих двигателях это открыло возможность значительно уменьшить зазоры в парах с гидродинамическим трением (вкладыш-шейка коленвала, например), где вязкость моторного масла действительно критична.
  • Системы изменения фаз газораспределения также были перенастроены под работу на низковязких маслах и применение значительно более густой смазки теоретически может привести к их некорректной работе.
  • Распространение различных напылений и антифрикционных сплавов для покрытия цилиндров также позволили активнее внедрять низковязкие масла: 20-30 лет назад были распространены «алюсил», «никосил», «локасил», в более современной истории — различные плазменные покрытия вроде PTWA. 
  • Система смазки в современном ДВС тоже стала существенно сложнее: под низковязкие масла адаптированы и узкие маслоканалы, которые позволили применить маслонасосы переменной производительности, а жидкостные теплообменники и дополнительные маслофорсунки помогают с охлаждением. 
  • Наконец, все это сделал возможным и прогресс в отрасли самих смазочных материалов: для производства энергосберегающих масел необходимы синтетические базовые основы с высоким индексом вязкости, которые в массовом производстве появились в 90-е годы. В современных моторных маслах все больше защитных функций возложены на пакеты присадок, которые стали богаче и сложнее, огромное распространение получили различные модификаторы трения. Речь необязательно идет о классическом молибдене! Его тоже активно используют и в наше время, но в температурно нагруженных моторах стали применять высокотехнологичные органические компоненты, которые безопасны как для экологических систем, так и с точки зрения высокотемпературных отложений. В качестве примера такого масла можно упомянуть, например, масло Mirax MX9 0W-20 C5 для допуска VW 508 00/509 или некоторые другие современные продукты. Одним словом, химия не стоит на месте, и появление новых модификаторов трения дало довольно мощный толчок для быстрого развития маловязкий масел.

Заключение

Стоит ли опасаться низковязких смазочных материалов? Нет, к данному моменту на 0W-20 спокойно эксплуатируются не только «задушенные» ДВС в составе гибридной силовой установки, но и спортивные моторы вроде BMW B58 (версия с OPF, в частности). За защиту от износа в современных моторных маслах уже давно отвечают компоненты пакетов присадок, вязкость в этом вопросе имеет скорее второстепенную роль. Двадцатилетний опыт эксплуатации 0W-20 в автомобилях Honda или Toyota вполне доказал жизнеспособность таких масел – вряд ли вы вспомните лучшие в плане надежности марки.

При этом заливать энергосберегающие смазочные материалы в не предназначенные для них моторы не советуем. Рекомендуем придерживаться предписаний автопроизводителя, как правило они небезосновательны. Такие исключения как недавний скандал с отзывом пикапов Chevrolet из-за неподходящей вязкости масла только его подтверждают.

Реклама. ООО "ЮНАЙТЕД ПЕТРОКЕМИКАЛС". erid: 2VfnxxsMML4

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Ads Blocker Detected!!!

Мы обнаружили, что вы используете расширения для блокировки рекламы. Сайт может не отображать некоторые страницы. Пожалуйста, отключите эти средства блокировки рекламы.