Мухлюют с расчетами: страховщики занизили цены на запчасти для выплат по ОСАГО

0

У страховщиков и РСА разошлись цены по выплатам за ОСАГО при ДТП true true true

Мухлюют с расчетами: страховщики занизили цены на запчасти для выплат по ОСАГО

Средняя стоимость запчастей для кузовного ремонта в России выросла в 2025 году до 20%, рассказали «Газете.Ru» представители страховых компаний. В то же время в справочниках Российского союза автостраховщиков (РСА), по которым рассчитывается возмещение по ОСАГО, подорожание запчастей фиксируется на мизерные 0,5-1,9%. В том, как не сошлись цифры у страховщиков и их гегемона, разбиралась «Газета.Ru».

Рост цен на запасные части для кузовного ремонта автомобилей составил до 20% в 2025 году, рассказали «Газете.Ru» опрошенные представители страховых компаний.

«В I квартале 2025 года цены на услуги по ремонту и техническому обслуживанию выросли в диапазоне от 10% до 35%, по итогам первого полугодия 2025 года средняя стоимость выросла на 15%, если сравнивать цены с аналогичным периодом прошлого года. Для китайских автомобилей произошло подорожание на 33%, для корейских — на 22%, а для российских — на 19%», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе страховой компании «Согласие».

На рост цен влияют, в том числе, удорожание затрат на международную логистику, высокая инфляция, рост налоговой и другой финансовой нагрузки в автобизнесе. Средняя стоимость услуг ремонта в 2025 году выросла на 15–25% по отношению к прошлому году, добавили в компании.

«Рост стоимости ремонта легковых автомобилей за 9 месяцев 2025 года составил 15–20% по сравнению с аналогичными показателями предыдущего периода.

Эта тенденция обусловлена несколькими факторами», — рассказал «Газете.Ru» замгендиректора «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.

Основной причиной является рост цен на запчасти, увеличение стоимости лакокрасочных материалов, а также повышение стоимости ремонтных работ в автосервисах, добавил он.

«Цены на запчасти выросли в 2025 году в среднем на 20–30%,

при этом для премиальных брендов, таких как Audi, Mercedes-Benz, BMW и Porsche некоторые запчасти подорожали почти в 2 раза. Срок поставки в том числе влияет на стоимость — если деталь нужна в течение двух недель, цена может существенно вырасти», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе «Совкомбанк Страхования».

В этой страховой компании подорожание автомобильных деталей связывают с санкциями, дефицитом оригинальных комплектующих, колебаниями валютных курсов, сбоями в логистике и ростом себестоимости производства. В «Ренессанс Страховании» рассказали о росте цен на автозапчасти Geely (на 16% с начала года), Kia (14%), Hyundai (8%), Lada (6%) и Renault (17%).

В «Росгосстрахе» зафиксировали наибольший рост цен на запчасти для ремонта европейских автомобилей после ДТП — до 20-40%, по китайским фиксируют повышение на 4-12%. В «РЕСО-Гарантии» тоже говорят о подражании деталей Geely и Belgee (на 23%), Kia (+15%), УАЗ (+14%), Honda (+13%) и BMW (+12%). Снижение цен произошло у Skoda, Land Rover, Peugeot и Porsche, уточнили в страховой.

Реальные цены

Парадокс заключается в том, что профобъединение страховщиков — Российский союза автостраховщиков, — который отвечает за составление официальных справочников расчета ущерба по ОСАГО, всех этих подорожаний не видит. В системе ОСАГО цены для выплат страхователям на ремонт их машин на протяжении 2025 года демонстрируют удивительную стабильность.

С декабря 2024-го по сентябрь 2025 года, стоимость в справочнике индексировалась четыре раза, но в среднем на 0,5% и однажды на 1,9%.

Чтобы понять логику РСА, по которой реальные цены на запчасти растут, а в справочниках для выплат россиянам они не повышаются, «Газета.Ru» обратилась за разъяснением непосредственно в союз автостраховщиков. Кроме того, нужно учитывать, что сейчас по ОСАГО компенсации россиянам почти в 95% случаев производится деньгами, калькуляции для расчета цен на поврежденные в ДТП детали страховщики делают на основе «недооцененного» справочника РСА.

«Цены в справочнике — это реальные цены,

которые были собраны на рынке и обработаны статистическими методами, которые для каждой детали позволяют выделить наиболее часто встречающуюся цену из всех цен на эту деталь и на аналоги этой детали. Именно такой способ формирования средней цены дает значение, наиболее соответствующее запросам автовладельцев и ремонтных организаций», — указали в РСА в ответ на запрос Газеты.Ru.

В РСА пояснили, что справочник средних цен на запасные части формируется союзом в строгом соответствии с Единой методикой, утвержденной Банком России. «Газета.Ru» обратилась с аналогичным вопросом и в Центробанк, но там заявили, что не готовы обсуждать сторонние данные.

«Банк России не комментирует исследования третьих лиц,

в том числе анализ динамики тех или иных показателей, проведенный отдельными участниками рынка. Как правило, каждый из них в основу анализа закладывает те данные, которые получил в процессе работы. Вполне естественно, что такие данные у каждого из них свои. Ведь в ДТП участвуют разные автомобили, и повреждаются различные запчасти (одни чаще, другие значительно реже)», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе регулятора.

Справочник средних цен запчастей, используемый для расчетов страховых выплат, отражает общую картину по рынку в целом без учета индивидуальной специфики отдельных его участников, в силу этого обстоятельства динамика цен на запчасти в соответствии со справочником и по данным анализа отдельных компаний, может отличаться, указали в ЦБ.

В РСА также добавили, что по каждой цене в справочнике может быть сформирован отчет, из которого ясно видно, какие именно цены из каких именно прайс-листов сформировали выборку цен, и какая цена в этой выборке встречается чаще всего. «Газета.Ru» задала прямой вопрос о вероятности систематического занижения цен на запчасти в справочниках для получения необоснованной выгоды, на что получила прямой ответ от профсообщества страховщиков:

«Никакой «выгоды» здесь не возникает,

поскольку страховые выплаты идут именно по рыночным ценам, за ремонт в СТО страховщик платит ровно столько, сколько это стоит», — сообщили в РСА.

«Цены занижены кратно»

По мнению вице-президента «Национального автомобильного союза» (НАС) Антона Шапарина, между справочниками запчастей РСА и реальной рыночной стоимостью деталей нет никакой реальной связи.

«Стоимость запчастей в справочниках занижена кратно по большей части ходовых позиций, и мы понимаем, зачем это делается: для того, чтобы занизить расчет и, соответственно, выплату», — заявил Шапарин «Газете.Ru».

К глубокому сожалению, ситуация с ОСАГО приводит к тому, что, например, в Ингушетии меньше 30% автомобилей застрахованы по ОСАГО, в других субъектах ситуация также тяжелая, добавил он. Нынешнее положение вещей в системе ОСАГО ведет к повышению количества незастрахованных автомобилистов, росту числа ДТП с водителями без страховки и судебных исков, предупредил Шапарин.

«Мы можем смело констатировать, что люди видят, что им ничего особо не заплатят,

на ремонт им не хватит, а тариф растет и для целых категорий автомобилистов тариф ОСАГО неподъемно высокий: прежде всего для молодых водителей», — отметил вице-президент НАС.

Стоимость запчастей в единых справочниках, по которым рассчитывается возмещение по ОСАГО, всегда была заниженной, кроме того, денежная выплата рассчитывается еще и с учетом износа деталей, напоминает адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

«Возмещения по ОСАГО, по-моему, не хватает на ремонт с самого начала действия ОСАГО,

и оно все меньше и меньше отражает стоимость ремонта. Такое положение вещей для страховщиков выгодно, потому что для возмещения по ОСАГО они пользуются справочниками, которые не отражают и, пожалуй, никогда не отражали реальную стоимость», — сказал Радько «Газете.Ru».

Возмещение в виде организации ремонта для страховщиков, напротив, невыгодно, потому что тогда им приходится оплачивать новые запчасти для ремонта по ОСАГО и для ремонта по каско, добавил адвокат. По его словам, для взыскания разницы между выплаченным возмещением и реальной стоимостью ремонта автовладельцы вынуждены ходить по судам, и на такой судебный процесс уходит не менее полугода.

«А ведь ОСАГО преподносилось как способ избежать такой необходимости. При этом и виновник ДТП страдает, потому что он рассчитывает, что страховка покроет большую часть ущерба, но этого не происходит и он вынужден платить», — заключил Радько.

Антон Шапарин из НАС в качестве удачного примера работы системы ОСАГО приводит Белоруссию, где возмещение гораздо выше.

«В Белоруссии тарифы в разы ниже, а выплаты – до €10 тыс.,

и проблем с плохими расчетами, недоверием людей просто нет. Система при этом прибыльная. Просто, наверное, она не приносит таких сверхприбылей, как в России, где страховые компании год за годом декларируют самый успешный год в своей истории. У них каждый год рекордные прибыли», — заключил Шапарин.

Что думаешь? Комментарии
Источник

Комментарии закрыты.

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Ads Blocker Detected!!!

Мы обнаружили, что вы используете расширения для блокировки рекламы. Сайт может не отображать некоторые страницы. Пожалуйста, отключите эти средства блокировки рекламы.