Перегрев, коррозия, закупорка каналов: что будет, если залить не тот антифриз

Пока двигатель не начнёт перегреваться или не придёт пора регламентной замены охлаждающей жидкости, большинство автовладельцев не задумывается об антифризе. Но как только происходит одно из этих событий, сразу возникает вопрос: какую жидкость заливать? Сегодня мы дадим ответ на этот вопрос, а ещё расскажем, что может произойти, если в систему охлаждения залить неподходящий автомобилю антифриз.
Термин «водяное охлаждение» появился неслучайно. После того, как стало ясно, что воздушное охлаждение не всегда справляется с задачей, ему начали искать альтернативу. Ею стала вода. Она обладает отличными теплопередающими свойствами, что позволяет эффективно использовать её в качестве теплоносителя для двигателя. Но быстро выявились и проблемы: вода замерзает при отрицательных температурах и при этом расширяется, что в замкнутом пространстве может привести к разрушению деталей; вода вызывает коррозию металлических компонентов, с которыми она соприкасается.
Чтобы решить первую проблему, к воде стали добавлять жидкости, обладающие высокой стойкостью к замерзанию (спирты). Так появилась охлаждающая жидкость, а затем – антифриз (по названию главной функции – предотвращения замерзания). Первыми спиртами в составе антифриза были метиловый и древесный. Они действительно снижают температуру замерзания, но ускоряют коррозию металлов и испаряются из открытых систем охлаждения. Из-за испарения концентрация падала, двигатель мог перегреться или замерзнуть. Испарения в свою очередь были пожароопасны.

Фото: arturnyk1, depositphotos.com
В 1926 году на помощь отрасли пришёл этиленгликоль (синтезирован в 1856 году, промышленно производится с 1917-го). Недорогое в производстве вещество обладало смазывающим эффектом, прекрасно смешивалось с водой в любых пропорциях, а готовые составы имели более низкую температуру замерзания и более высокую температуру кипения, чем вода. Благодаря этим свойствам этиленгликоль стал основой подавляющего большинства антифризов XX-XXI века. Позже появился менее токсичный пропиленгликоль, но этиленгликоль до сих пор используется в большинстве автомобильных составов. Он более токсичен, но лучше отводит тепло, что для ДВС наиболее важно.
Эволюция антифризов
Чистая смесь этиленгликоля и воды агрессивна к металлам, поэтому в антифризы начали добавлять ингибиторы коррозии. В 1970-х использовались нитриты, амины, фосфаты (NAP-технология), но эти компоненты небезопасны для экологии. В 1980-х в Европе появились альтернативы без NAP, а в 1990-х – первые органические антифризы длительного срока службы (OAT).
Сегодня этиленгликоль по-прежнему является основой большинства автомобильных антифризов. Пропиленгликоль чаще применяют как менее токсичный теплоноситель в промышленности и жилых помещениях. Современные пакеты присадок содержат силикаты, фосфаты, органические кислоты и буферы pH для защиты двигателя и снижения кавитации.

Фото: Михаил Баландин
Производители часто указывают собственные спецификации, при этом цвет жидкости не является универсальным индикатором. Европейские, американские и азиатские антифризы могут отличаться по составу пакета присадок, принципу их работы и совместимости с различными металлами. Тем не менее их условно делят на три базовые группы:
IAT (Inorganic Additive Technology) – неорганическая технология. Эти антифризы содержат этиленгликоль и силикаты/фосфаты. Совместимы с медью, латунью, чугуном и алюминием. Самый известный представитель – Тосол. Создаёт сплошную защитную плёнку, хорошо защищает от коррозии и кавитации, но хуже отводит тепло и склонен к образованию отложений. Срок службы – до трех лет. Применялся в автомобилях до начала 1990-х.
HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) – гибридная технология. Основа – IAT(силикаты) с добавлением небольшого количества органики OAT (до 10%). Обладает всеми плюсами IAT, но менее подвержен образованию отложений. Срок службы – до трех лет. Применяется в автомобилях Mercedes-Benz, Ford, Volkswagen, Audi, Chrysler, BMW, Volvo и других.
OAT (Organic Acid Technology) – органическая технология. Основа – карбоксилатные присадки. Не создаёт сплошного защитного слоя, действует непосредственно на очаги коррозии. Теплоотвод эффективнее, составы долговечнее IAT. Подходит для современных сплавов и полимеров, но не рекомендуется для старых радиаторов из меди и латуни. Применяется в Audi, Volkswagen, Toyota, Honda, Nissan, Kia, Jaguar, Porsche и других. Срок службы – до пяти лет.
Универсальное решение
В XXI веке появились малогибридные «лобридные» (Low Hybrid) жидкости:
- P-OAT – OAT с фосфатами, чаще для азиатских марок (Toyota, Honda, Subaru). Срок службы – до пяти лет или 250 000 км.
- Si-OAT – OAT с силикатами, чаще для современных европейских двигателей (Mercedes-Benz, Porsche, Volkswagen). Срок службы – до пяти лет или 250 000 км.
Эти составы сочетают плюсы органической технологии, хороший теплоотвод и длительный срок службы. Небольшое количество силикатов или фосфатов улучшает защитные свойства, обеспечивает совместимость с различными цветными металлами и снижает вероятность кавитации.
Лобридные антифризы содержат менее 10% неорганических компонентов. Они хорошо защищают металлы при высоких температурах, снижают кавитацию и продлевают срок службы эластомеров. Примером может служить антифриз Sintec Antifreeze Multifreeze, в основе которого моноэтиленгликоль с органическими и неорганическими присадками. Он соответствует спецификации VW G12++, превосходит G11, G12, G12+, при этом совместим с системами, для которых требуются G13 и G12evo. Этот антифриз подходит для всех автомобилей, где предписаны упомянутые классы, препятствует внутренней коррозии теплообменников, совместим со всеми металлами и полимерами и устойчив к кавитации.

Фото: Sintec
Чем грозит неподходящий антифриз?
Использование неподходящей жидкости чревато ускоренным износом деталей и непредсказуемыми отказами. Например, OAT при всех плюсах не совместим с силиконовыми шлангами и некоторыми видами припоев. Неорганические и гибридные составы хуже отводят тепло, что может привести к локальным перегревам в высоконагруженных ДВС. Неправильный антифриз может повредить водяной насос и уплотнения, вызвать коррозию и протечки.

Фото: oculo, depositphotos.com
Опасно и смешивание несовместимых составов: может образоваться густой осадок, который перекроет каналы, приведёт к перегреву, разрыву прокладки ГБЦ, деформации головки и другим проблемам.
* * *
Последствия некорректного выбора антифриза могут быть особенно серьезными, и чтобы не сверяться с руководством каждый раз, удобно использовать лобридные составы: они эффективно работают и подойдут для автомобилей различных марок, моделей и возраста.