Батарейный прорыв Китая: твердотельная батарея Chery и новые открытия ученых

0 0

Батарейный прорыв Китая: твердотельная батарея Chery и новые открытия ученых

Уже долгое время твердотельные аккумуляторы считаются главной надеждой электромобилей на глобальное доминирование над топливными машинами. Такие батареи разрабатываются во многих странах, но самые интенсивные работы ведутся в Китае. Например, компания Chery уже давно самостоятельно разрабатывает твердотельные аккумуляторы, а в прошлом году даже показала оснащенный ими концепт-кар Liefeng. Впрочем, лабораторными или тестовыми образцами твердотельных батарей сейчас никого не удивишь, а вот запуск их в серийное производство уже в будущем году действительно выглядит любопытно. 

Батарейный прорыв Китая: твердотельная батарея Chery и новые открытия ученых

Концепт-кар Liefeng

Компания Chery рассекретила концептуальную твердотельную батарею с непривычно высокой плотностью хранения энергии. В ней полимеризованный твердый электролит взаимодействует с катодом из лития и марганца. Разработчики смогли добиться плотности энергии равной 600 Вт⋅ч/кг, что приблизительно в два раза больше среднего показателя нынешних литий-ионных аккумуляторов. В теории новшество обеспечит электромобилям дальнобойность до 1500 км, но, как признается автопроизводитель, реальный пробег без подзарядки с подобной батареей будет скромнее, но все равно останется немалым – около 1300 км. 

Особое внимание при испытаниях уделялось безопасности перспективных батарей. В ходе тестов прототип аккумулятора пережил серьезные механические воздействия: его пробивали гвоздями и сверлили электродрелью, но это не привело к задымлению либо возгоранию. Начало пилотного выпуска твердотельных батарей Chery намечено на следующий год, а их полномасштабное внедрение в массовые электромобили – на 2027 год. 

Батарейный прорыв Китая: твердотельная батарея Chery и новые открытия ученых

Тем временем китайские ученные уже подготовили несколько путей дальнейшего усовершенствования твердотельных батарей. Например, обычные твердые электролиты на основе сульфидов очень жесткие и хрупкие, а литий-металлические аноды, наоборот, мягкие и гибкие. По этой причине граница раздела между ними мешает переносу ионов, что снижает общую эффективность батареи. Сразу три подхода для решения этой проблемы предложили разные группы китайских ученых. 

В Институте физики Китайской академии наук предложили применять в роли межфазного «посредника» ионы йода. При работе аккумулятора они перемещаются к границе раздела электрода и электролита, помогая притягивать ионы лития и заполнять микроскопические зазоры, что обеспечивает более плотный контакт между материалами.

Другой метод, разработанный Институтом исследования металлов при Китайской академии наук, предусматривает создание полимерного каркаса для электролита ради повышения его устойчивости к изгибу и скручиванию с сохранением структурной целостности: тесты показывают, что материал способен выдержать 20 тысяч циклов изгиба и скручивания. Новые химические компоненты увеличили подвижность ионов лития и повысили энергоемкость материала на 86%.

Третий подход, разработанный Университетом Цинхуа, предполагает применение фторированных полиэфирных материалов для усиления электролита. Устойчивость фтора к высокому напряжению помогает образованию стабильного фторидного слоя на поверхности электрода, что предотвращает электрический пробой под действием напряжения. Такие элементы пережили тесты на прокол и нагрев до 120 C. Тестовые твердотельные ячейки имеют удельную энергоемкость 604 Вт⋅ч/кг.

Батарейный прорыв Китая: твердотельная батарея Chery и новые открытия ученых

Целевой задачей всех изысканий является создание безопасного твердотельного аккумулятора массой 100 кг, который сможет обеспечить до 1000 км запаса хода против прежних 500. Однако, помимо научно-технических проблем, внедрению твердотельных батарей препятствует экономический фактор. Даже расчетная стоимость перспективных аккумуляторов в 2,8 раза выше традиционных батарей, а реальная наверняка окажется еще больше. Впрочем, при по-настоящему массовом производстве и отлаженных технологиях эта разница должна сократиться, и тогда качественный скачок совершат не просто сами тяговые батареи, но и электромобили, популярность которых резко возрастет.    

Батарейный прорыв Китая: твердотельная батарея Chery и новые открытия ученых

Помимо разработки новых аккумуляторов, в Китае приняты обновленные нормы по утилизации старых батарей. Согласно им, из отработавших свое аккумуляторов должно быть извлечено свыше 99% ключевых материалов – никеля, кобальта и марганца. Теперь суммарное количество стандартов составляет 22. При этом ряд китайских фирм уже достиг показателя в 99,6% по извлечению никеля, кобальта и марганца и 96,5% – для лития.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Ads Blocker Detected!!!

Мы обнаружили, что вы используете расширения для блокировки рекламы. Сайт может не отображать некоторые страницы. Пожалуйста, отключите эти средства блокировки рекламы.