Что такое гидрокомпенсаторы, для чего они нужны и как их работа зависит от моторного масла
Многие автовладельцы даже не слышали о такой процедуре, как регулировка клапанов, хотя раньше это была рядовая операция. Сегодня эту задачу выполняют гидрокомпенсаторы – устройства, автоматически регулирующие тепловой зазор между штоком клапана и кулачком распределительного вала. Что это за элементы и как продлить их жизнь? Разберемся с экспертами Teboil.
Гидрокомпенсатор – это миниатюрный гидроцилиндр, изменяющий свою длину в соответствии с объемом поступающего внутрь моторного масла. В состав гидрокомпенсатора входят цилиндр, плунжер и пружина, позволяющая плунжеру двигаться внутри цилиндра (по типу поршня в шприце), а также шариковый клапан, через который масло нагнетается в полости гидрокомпенсатора, и масляные каналы.
При запуске двигателя масло под давлением заполняет полость компенсатора, выдвигая плунжер и устраняя зазор. Когда кулачок вала давит на толкатель, часть масла выдавливается, обеспечивая необходимый тепловой зазор. Использование гидрокомпенсаторов исключает необходимость ручной регулировки, снижает шумность работы двигателя и уменьшает износ деталей ГРМ.
Фото: Genrix20061.mail.ru, depositphotos.com
Однако иногда гидрокомпенсаторы начинают стучать. Обычно это звонкий стрекочущий звук, частота которого зависит от числа оборотов двигателя. Стук может появляться на холодном моторе и пропадать после прогрева – часто это связано с высокой вязкостью непрогретого масла, которая препятствует быстрому заполнению полостей гидрокомпенсаторов. По мере прогрева ДВС данная проблема исчезнет и стук прекратится, это не является неисправностью. Эксперты рекомендуют использовать моторное масло класса вязкости, подходящего под климатические условия вашего региона. Чем ниже «зимний» класс вязкости SAE – 15W, 10W, 5W, 0W, тем лучше низкотемпературные характеристики моторного масла.
Недостаток объема масла также может быть причиной стука гидрокомпенсаторов, причем в этом случае их стук будет слышен в том числе и на прогретом двигателе. Для этого важно производить долив моторного масла в соответствии с требованиями руководства пользователя на технику.
Использование масла с меньшей вязкостью, чем рекомендует производитель техники, – еще одна из возможных причин стука «на горячую». Моторное масло должно иметь достаточную вязкость при рабочих температурах. Например, если в руководстве пользователя требуется масло класса SAE xW-40, xW-30, применение класса SAE xW-20 не рекомендуется.
Проблема стука гидрокомпенсаторов может быть также связана с падением давления в системе смазки, связанным с неисправностью масляного фильтра или масляного насоса, выходом из строя температурного клапана маслотеплообменника или некорректной работой редукционного клапана и т.д. Потребуется поиск и устранение неисправности.
Фото: Колеса.ру
Несвоевременная замена масла или использование некачественных/неоригинальных смазочных материалов могут спровоцировать образование шламовых и лаковых отложений на деталях ДВС, в том числе в масляных каналах и клапане гидрокомпенсатора, что тоже в свою очередь спровоцирует стук как «на холодную», так и «на горячую». Сокращайте интервалы замены масла, если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях (пробки, частая работа на холостых оборотах, перевозка тяжелых грузов и т.п.). Если были превышены интервалы замены, осуществлялась заправка топливом нестабильного качества, если вам достался автомобиль с «сомнительной» историей технического обслуживания, рекомендуется промывка двигателя с использованием моторного масла, которое планируете эксплуатировать (но с сокращенным интервалом замены, до 30 минут или 1 часа). После промывки важно произвести замену моторного масла и фильтра повторно.
Также стук гидрокомпенсатора может быть спровоцирован выходом из строя самого устройства, например, износом или заклиниванием плунжерной пары. В этом случае стук будет оставаться вне зависимости от прогретого ДВС, долитого масла и т.п. В этом случае важно обратиться в сервис. Игнорирование проблемы может привести к ускоренному износу деталей ГРМ и двигателя в целом.
Помните, что проще предотвратить поломку, чем сталкиваться с ее последствиями. Достаточно вовремя менять моторное масло, использовать только качественные продукты, соответствующие требованиям вашего двигателя, и следить за уровнем масла.